Что такое воспитанность. Занятие "внешняя и внутренняя воспитанность человека". Факторы, влияющие на воспитанность

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

К другим людям.

Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения , принятым в референтной группе .

Если вы взяли за образец манеры английской королевы, не очевидно, что на Востоке вы произведете соответствующее впечатление. Вас могут счесть не очень воспитанным человеком, если во время еды вы не рыгаете (это принято на Востоке как знак пищевого удовлетворения) и наливаете гостям полную чашку чая, при том что на Востоке воспитанные люди наливают дорогим гостям чай понемногу, чтобы показать готовность поухаживать за ними еще раз...

Однако один спившийся бомж среди других спившихся бомжей никогда не будет признаваться воспитанным человеком ровно потому, что такие бомжи правила поведения, хорошие манеры и воспитанность не признают в принципе .

Можно сказать, что воспитанность - это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек . Если вас не воспитывали или вы это воспитание не впитали - вы не вполне воспитанный. Впрочем, если человек занимается , то результаты иногда получаются не хуже.

Как и любой навык, воспитанность бывает глубоко усвоенная, ставшей чертой личности - и наносная, легко слетающая в проблемных ситуациях, либо спадающая с человека с течением времени, если исчез контроль со стороны.

Элементарная воспитанность отличает человека хоть как-то воспитанного от невоспитанного вовсе. Если ребенок не кричит чуть что, как резаный, и не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Элементарное воспитание говорит о том, ЧТО нужно делать, но в малой степени говорит о том - КАК, не говорит о стиле. Настоящая, или высокая воспитанность - это в большей степени КАК, это стиль, это красота движений и очарование интонаций. Высокая воспитанность - не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности .

Детям приходится воспитанность прививать, потому что на первый взгляд воспитанность невыгодна: воспитанному человеку приходится себя во многом ограничивать, а в столкновении с невоспитанным человеком воспитанный практически всегда проигрывает: он не может себе позволить то, что легко позволит себе человек, от воспитанности свободный. Чем раньше ребенка начали учить воспитанности, тем больше шансов, что она будет у него "в крови", однако привитие воспитанности на фоне изначального внутреннего протеста ребенка дает очень спорные результаты.

Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного глаза видна издалека и является для людей с развитым самоуважением важным маркером. Воспитанность похожа на касту. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе - людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела.

Воспитанность, как совокупность правил человеческого общежития, во многих случаях достаточно успешно заменяет эмпатию и рекомендации психологов. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте не потому, что знаком с рекомендациями психологов, а просто потому, что он так воспитан. Во многих случаях практическая психология нужна лишь постольку, поскольку человек в свое время не получил должного воспитания.

К сожалению, факты говорят о том, что в России воспитанность ниже, чем в других странах . Именно к русским туристам более всего нареканий по поводу их поведений за рубежом, а создатель анонимной соцсети Secret Дэвид Биттов с огорчением констатировал, что "Ни в одной другой стране мира люди не публикуют такое количество неприличного контента". Людям с российским менталитетом приходится специально объяснять, что анонимность нужна не только для того, чтобы говорить про грязный секс и чужие отношения.

Настоящая воспитанность проявляется у себя дома, в своей семье, в отношениях с родными

Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачёва , литературоведа и историка культуры, академика АН СССР

Если мужчина на улице пропускает вперёд незнакомую женщину, открывает ей дверь, а дома не помогает жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с родными из-за любой мелочи раздражается, - он невоспитанный человек. Если он не считается с привычками, желаниями, предпочтениями своих близких, - он невоспитанный человек. А если же он любит шутить над женой и детьми, иногда даже унижая их, особенно при посторонних людях, - этот мужчина просто глуп. В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов ни планирование, ни управление процессом невозможны. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может отличаться от него.

Определение воспитанности школьников является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется не только по отношению к людям, но и животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

В повседневной жизни под воспитанностью обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно вести себя в обществе и уважение к другим людям. Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения. Можно сказать, что воспитанность- это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек.

Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А.С. Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего - люди. Направить это развитие и руководить им - вот задача воспитания»

Среди множества подходов к определению воспитанности можно выделить следующие:

1) показателем воспитанности является направленность (первый подход - это направленность «на объект», «на других людей», «на себя»; второй - выделение положительной - на добро, созидание - и отрицательной - на зло, разрушение - направленности);

2) показателем воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

3) показателями, определяемые на основе структуры личности: мотивы поведения воспитанника; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника; в целом, поведение воспитанников.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

конкретизировать цели воспитательной работы;

дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

обосновать выбор содержания и методов воспитания;

соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе, Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства -- воспитанность личности. Однако, отмечая близость категорий качества и воспитанности, мы не отождествляем их, поскольку определенные качества присущи всем людям, а воспитанность -- далеко не каждому. Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность -- это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.

Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.

Самостоятельность в организации деятельности и саморегуляция поведения рассматриваются нами как основные признаки становления воспитанности. Это чрезвычайно важные признаки и потому, что завершается борьба мотивов, проявляется поведение в конкретных обстоятельствах.

Воспитанность как педагогическое понятие.

В понятийном словаре «воспитанность» толкуется как уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность - сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитанность ребенка - результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанности определяет степень подготовленности ребенка к жизни на уровне ее современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни.

Говоря о воспитанности ребенка, подразумевают степень его соответствия высоким требованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось на наивысший уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.

Однако существует ли возможность обнаружить какими-то способами воспитанность человека, пользуясь достижениями человечества? Необходима мерка, которой станем оценивать наличие воспитанности. Необходим критерий оценки явления, нас интересующего.

Культурность, хорошие манеры, умение себя вести, благонравие, интеллигентность, благовоспитанность, предупредительность, умение себя держать, благонравность Словарь русских синонимов. воспитанность благовоспитанность, хорошие манеры, умение себя… … Словарь синонимов

воспитанность - ВОСПИТАННОСТЬ, благовоспитанность, устар. благонравие ВОСПИТАННЫЙ, благовоспитанный, устар. благонравный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ВОСПИТАННЫЙ, ая, ое; ан, анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В. ребёнок. В. человек. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

воспитанность - ▲ культура поведение воспитанность культура поведения. воспитанный. благовоспитанность. благовоспитанный. благонравие (устар). благонравный. куртуазный. хороший тон (правила хорошего тона). бонтон. джентльмен. джентльменский. не к лицу. не… … Идеографический словарь русского языка

Воспитанность - это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Ж. отвлеч. сущ. по прил. воспитанный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Воспитанность, воспитанности, воспитанности, воспитанностей, воспитанности, воспитанностям, воспитанность, воспитанности, воспитанностью, воспитанностями, воспитанности, воспитанностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

воспитанность - восп итанность, и … Русский орфографический словарь

Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п.… … Педагогический терминологический словарь

воспитанность - (3 ж), Р., Д., Пр. воспи/танности … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Гончаров без глянца , Фокин Павел Евгеньевич. Гончарова угадать непросто. Он не любил афишировать свою личность. И врожденная скромность препятствовала, и провинциальное происхождение сказывалось, и скрытность характера, болезненная…
  • Этикет в будни и праздники , . Манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе, должны быть освоены с раннего детства. Этикет складывался столетиями и является основой общения современных людей. И…

2.1 Понятие «воспитанность»

Одна из важнейших проблем воспитания - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.

При определении исходных положений об уровне воспитанности нужно исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Уровень воспитанности является критерием оценки качества результатов воспитания.

Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено - как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.

Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.

Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у учащихся способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности.

Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Возникает проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности, свободного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор. В современной системе образования это достигается не только соответствующей организацией жизнедеятельности учащихся, но и тем, что называют воспитывающим обучением, то есть системой занятий, направленных на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, вооружения ее способами работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Наиболее распространенной формой обучения остается этическая беседа, которая строится чаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответ учащихся на заранее известные им вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

2.2 Процесс контроля за уровнем воспитанности учащихся

Одним из критериев определения качества воспитательного процесса является уровень воспитанности.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, средний, низкий. При контроле за уровнем воспитанности учащийся привлекается к самооценке. Система сочетания самооценки с оценкой воспитуемого позволяет учащемуся самому корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

Далее воспитуемые проводят обсуждение результатов с самим учащимся в доверительной беседе, в отдельных случаях - обсуждение оценки по отдельным показателям на классном собрании. В других случаях - обсуждение оценки уровня воспитанности учащегося с его родителями. Опыт использования оценки воспитанности и процедура её выставления убеждает в том, что это стимулирует у учащихся процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого учащегося и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию.

Контроль за уровнем воспитанности включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучение психологического развития личности. Сравнительный анализ, проводимый по изучении уровня воспитанности, позволяет проследить эффективность процесса воспитания, определить дальнейшие шаги по повышению уровня воспитанности. Контроль нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность оценки уровня воспитанности учащихся, которые обеспечиваются включением в содержание всех элементов воспитательного процесса, предусмотренных программой воспитания. Проверка проводится не только по проведенным мероприятиям, но и по специальным воспитательным качествам личности.

Так, классные руководители 1-2-х и 3-4-х классов используют методику Н. Г. Капустина, по которой ребёнок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель и выводится итоговая оценка. Затем высчитывается средний балл и определяется уровень воспитанности.

У младших школьников классные руководители воспитывают умение различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое, избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся ведется в течение всего учебного года на 3-х уровнях: высоком, среднем и низком. Это позволяет отслеживать, как меняется уровень воспитанности учащихся в течение года и в сравнении за несколько лет.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет воспитуемым анализировать свою деятельность и планировать свою воспитательную работу, работу классных руководителей, методическую и управленческую деятельность школы.

Выводы по 2 главе

Само определение “воспитанность” говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. Воспитанность - это одна из наиболее важных проблем педагогики.

Существует два подхода к пониманию воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения. Согласно второму - истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном.

Воспитанность - это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет определить уровень сформированности личности. Он должен везтись в течении всего времени обучения и в течении всего учебного года. Контроль включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучение психологического развития личности, а также нацелен на полную и всестороннюю информацию о текущем уровне воспитанности учащегося.


Заключение

Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.

Воспитание - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.

Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности.

В последние годы взгляды на организацию контроля над процессом воспитания быстро и радикально меняются. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины.

Система контроля позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса воспитания. Система контроля и не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у учащихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Важным условием повышения эффективности воспитательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля за воспитательской деятельностью.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе воспитания. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Приучению учащегося к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Формами контроля являются собеседование с педагогами, учащимися, родителями; посещение урочных и внеурочных занятий и мероприятий; обследование субъектов, объектов процесса и результатов воспитательной деятельности; подготовка и заслушивание отчётов (сообщений); по результатам проверок составляется аналитическая справка.

В течение учебного года необходимо контролировать следующие аспекты воспитательной деятельности: планирование работы классных руководителей; организацию досуга учащегося во внеурочное время. Существуют два объекта контроля: первый – процесс воспитания; второй – полученные результаты в данном процессе.

Контроль в воспитательном процессе необходим для того, чтобы: своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности; выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программы действий по их достижению; выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления; вносить коррективы в процессе развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.

Что же касается уровня воспитанности, то измерение уровня воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам и контролируются в течение всего воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет воспитуемым не только контролировать уровень воспитанности учащихся, но и анализировать свою деятельность и планировать свою воспитательную работу, работу классных руководителей, методическую и управленческую деятельность школы.


Список литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 1985г

2. Бардин К.В.: “Как научить детей учиться”, Москва “Просвещение” 1987 г.

3. Богданов Г.А.: “Опрос на уроках русского языка”, Москва “Просвещение”

4.Болотика Л.Р.: “Педагогика”, Москва “Просвещение” 1987 г.

5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. -208 с.

6. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2003. -475 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

8. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 1990г.

9. Онищук В.А.: “Дидактика современной школы”, Киев “Радянськая школа” 1987 г.

10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов

педагогических Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина – Кишинев: “Лумина”, 1979г.

12. Файзуллина, Г.З. Методика оценки воспитанности учащихся. - 2006. - с. 39-49.

13. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов вузов, -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

14. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика.- М: “Педагогика”, 1979г.

15. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.

16. Педагогическая энциклопедия – т.3, стр.369.

17. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Бим-Бад Б.М. –М.: Изд-во БРЭ, 2002. -528 с.

18. Журнал «Классный руководитель». М., 2000 г., № 3.

И со стороны родителей по воспитанию нравственных ценностей у младшего школьника. Важное значение во взаимодействии классного руководителя с родителями по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста имеет психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное...

Педагогов не находил применения в школах. Все это являлось закономерным следствием тех конкретно-исторических условий, которые сложились в школьной практике 60–70-х гг.2. Организация учебно-воспитательного процесса в школе: опыт, проблемы В условиях осуществления всеобщего среднего образования социальная роль школы должна была измениться. В идеале средняя школа теперь предназначалась для того...

Часть исследования с 5.04.04 по 1.05.2004 г., в школе № 33 в 6 «В» классе. Класс насчитывал 23 человека. За период практики проведена практическая работа, соответствующая проблеме «Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе». Во время практики мы наблюдали за детьми, вели записи, делали разнообразные задания по педагогике и психологии, так же провели два классных часа и...

Воспитанность человека – это очень ценная черта, на которую стоит обратить внимание и развивать в себе.

Что же такое воспитанность? Это тактичность – умение воспринимать других людей позитивно, быть вежливыми с ними. Также воспитанность касается умения поберечь чувства других в сложных ситуациях – то есть меньше критиковать, меньше трогать болезненных воспоминаний других людей, меньше давить и поучать.

Воспитанный человек хорошо умеет себя вести в сложных ситуациях, потому что он всегда сдержанный. Я считаю воспитанным человеком

Свою Бабушку Раю. Ведь она всегда спокойна и добра. Чтобы не случилось, бабушка воспринимает все легко, позитивно и с юмором. Когда мы ненароком с двоюродным братом сожгли одеяло в прихожей, так она не стала нас ругать. Просто сказала, чтобы мы были осторожны. Ведь мы могли себе навредить, наделать пожара и доставить ей много хлопот.

Воспитанность человека предполагает также добронравие, умение извиниться, высказать свои соболезнования или свое сожаление по поводу некоторых печальных ситуаций. Воспитанный человек знает мягкие, тактичные, вежливые слова. Он сдерживает слова грубые, хамоватые и бранные. Даже если вы попадаете в неловкую ситуацию, всегда надо держать себя в руках и ваша сдержанность поможет вам.

Очень интеллигентным и воспитанным человеком из персонажей русской литературы можно назвать девушку Анну Каренину, которую создал в своем воображение писатель Лев Толстой. Рассказ о ней так и называется – «Анна Каренина». Главная героиня Анна является человеком с большой буквы. Она духовно развита, стремится образованию, тянется культуре, умеет вести себя в обществе, что, к сожалению, нельзя сказать о многих других персонажах. Даже о старших от нее. То есть воспитанность не всегда приобретается человеком с возрастом. Ее стоит беречь смолоду, как говорят мудрые люди.

Воспитанность человека – это показатель уважения к себе и другим, показатель чувства собственного достоинства. Воспитанность человека дает ему уверенность в себе и помогает достичь успеха в жизни.

Сочинения по темам:

  1. Воспитанный человек. Что означает это понятие? Толковый словарь определяет слово «воспитанный» так: «Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя». В...
  2. Не секрет, что в делах несовершенных людей редко проявляется милосердие. А почему бытует такое мнение? Часто людьми движет жадность, высокомерие...
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Занятие Занятие "внешняя и внутренняя воспитанность человека" Психология как мужчину заставить бояться потерять Психология как мужчину заставить бояться потерять Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский Как повысить лактацию кормящей матери Питание для увеличения лактации комаровский